Гостевая книга   |   Форум   |   Контакты
Версия сайта для слабовидящих

ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ОБЪЯВЛЕНИЯ
НОВОСТИ
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИХ КОНКУРСАХ
      
    
 
     
ПЕРЕВОД\Translate

КАЛЕНДАРЬ
ПРАЗДНИКИ РОССИИ

Сегодня:



ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Уважаемые гости!
Ваши вопросы, замечания и пожелания о работе сайта сообщите, пожалуйста, администратору:

Ваше имя:   

Ваш e-mail:

Текст сообщения:

Введите цифры:

 

ПОСЕТИТЕЛИ САЙТА:
ОПРОС ПОСЕТИТЕЛЕЙ



Наш гость, кто Вы?

 студент
 абитуриент
 выпускник
 преподаватель
 другое

 
РАЗРАБОТЧИК
И АДМИНИСТРАТОР
РУКОВОДИТЕЛЬ
ПРОЕКТА

Преподаватель
Каргина О.И.

Директор колледжа
Макарова А.В.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ
НАШИ ССЫЛКИ

СЕТЕВИЧОК.РФ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ТО В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
МО ТО в "ВКонтакте"
МО ТО в Twitter
Мминистр образования ТО Осташко О.А. в Twitter
Зам.министра образования ТО Шевелева А.А. в Twitter
НАШ КОЛЛЕДЖ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
 Официальная группа ВКонтакте
 Официальный аккаунт в Twitter
 Официальная страница в Facebook
- Открытый урок по теме -
дисциплина: "Налоги и налогооблажение"
Преподаватель: Мосина Ольга Николаевна
6 апреля 2016 года



Группа: 313-БН

Тема урока:  Налоговые правоотношения. Понятие, признаки и структура налоговых правоотношений. Виды и классификация, объекты налоговых правоотношений. Участники налоговых правоотношений

Цели урока: продолжить работу по формированию у обучающихся ключевых образовательных компетенций (Ценностно-смысловой -  уважение к закону; учебно-познавательной – понимание основных понятий и процедур налогообложения в РФ; информационной – умение работать с Налоговым Кодексом и др. источниками права; коммуникативной – умение работать в группе, высказывать свое суждение; компетенции личностного самосовершенствования – стремление победить в игре).

Задачи:

Образовательная – повторение и обобщение изученного материала по разделу «Основы налогообложения».

Воспитательная – формирование уважения к закону, понимания необходимости исполнения налогового законодательства в любом государстве.

Развивающая – продолжение формирования умений работы с источниками права (Налоговый кодекс РФ), анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации, изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях в области налогового права; работать в группе, высказывать свое суждение, приводить аргументы; работать с текстом, опираясь на полученные знания отвечать на вопросы, извлекать нужную информацию; характеризовать юридические термины, приводить примеры жизненных событий, когда они могут возникнуть

Вид урока: урок комбинированный.

Оборудование урока: раздаточный дидактический материал (задания для каждой группы); мультимедийная презентация РРТ, письменные принадлежности.

Организационный момент: (2 минуты) проверка посещаемости, санитарного состояния аудитории, объявление темы урока, постановка цели урока.

Ход урока:

Современный мир, цивилизованное общество, человеческий опыт, на сегодняшний день не знает более эффективного способа собирания государством денежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют большую часть доходов государственного бюджета. Налоги и сборы: почему их нужно платить и почему их платят не все? Ответы на эти вопросы могут быть разными. Но сколько бы раз мы не задавали себе эти вопросы, история общества может дать один точный ответ: «В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению нужд и потребностей населения ему требуется определенная сумма денежных средств». Следовательно, без сбора налогов бессмысленным является существование самого государства.
Я приглашаю всех вас вступить в Клуб грамотных налогоплательщиков. Девиз клуба - выражение О.У. Холмса: «Налоги – это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». Кто станет членом клуба, решат многоуважаемые мэтры, собравшиеся из разных эпох и цивилизаций. Поприветствуем их и предоставим слово (выходят мэтры в античных, восточных и русских костюмах, англичанин, американец). Расскажите нам что-нибудь интересное из истории налогов.

  • Римлянин. В древнем Риме взимались налоги за обмен и размен денег, за воздвижение статуй, за пропуск в ворота – всего сто шестьдесят восемь различных видов налогов. Существовал и так называемый вольный налог, который должен был быть уплачен в случае освобождения хозяином своего раба. В некоторых случаях хозяин сам платил этот налог, так как подразумевалось, что он достаточно богат, чтобы отпускать раба на волю. В большинстве же случае этот налог платил сам освобожденный! Представьте — раб заплатил большую сумму за свое освобождение, стал вольным работником, и тут оказывается, что он должен заплатить Риму сумму за то, что он свободен.
  • Араб. Из всех суверенных государств самые низкие ставки подоходного налога в Бахрейне, Брунее, Кувейте и Катаре, где независимо от дохода эта ставка равна нулю. Налог не взимается также с населения о-ва Сарк в составе Нормандских островов и с жителей Тристан-да-Кунья.
  • Купец. В современной стоимости размер дани, выплачиваемой Русью татарской Золотой Орде, на душу населения в год составляла 1-2 рубля. В 1689 году Петром 1 был введен Бородатый налог. При этом было четкое разделение типов бород — купеческая, боярская, крестьянская и прочие. Крестьянин мог носить бороду бесплатно только у себя в деревне, но при въезде в город платил 1 копейку. Царь даже учредил особую должность  - прибыльщиков,  в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли», то есть изобретать новые источники доходов казны. Появились налоги на частную рыбную ловлю, бани, постоялые дворы, мельницы, пчельники, конские заводы и на площадки, где производился торг лошадьми. Обложили особым сбором дубовые колоды, которые шли на поделку гробов, ввели обязательное использование гербовой бумаги.
  • Англичанин. В 1100-1135 году в Англии был введен налог на трусость. Согласно этому налогу, деньги взимались с каждого рыцаря и военнообязанного гражданина государства, который не хотел по каким-либо причинам сражаться за короля в многочисленных войнах. Вначале этот налог был относительно невысок, но затем король Джон поднял его на 300%, и стал взимать такой налог со всех рыцарей в годы, когда просто не было войн. Этот налог является одной из причин появления Великой хартии вольностей.
  • Американец. В 1913 году налоговое законодательство США размещалось на 200 страницах. В настоящее время только Налоговый кодекс США содержит более 1.000 страниц убористого текста, а все налоговое законодательство занимает 17?000 страниц или 260 томов.

Опрос по пройденному материалу: (10 минут)

Чтобы вступить в Клуб грамотных налогоплательщиков обучающимся группы  надо будет выполнить конкурсные задания.
Каждый человек хотя бы раз в жизни когда-нибудь задаст себе вопрос: «Зачем нужно платить налоги?». Наверное, потому, что уплата налогов  - основа достойной жизни каждого гражданина. Люди во все времена хотели жить хорошо. А чтобы воплотить свою мечту, нужно платить налоги, которые всегда были важной составляющей жизни человечества.   Сотни и даже тысячи лет назад люди уже понимали, как это важно платить налоги.  Государство не могло существовать без денежных средств, и  ни одна казна не обеспечила бы его всем необходимым без постоянного финансового пополнения.
В современной России налоговая система как необходимое условие построения цивилизованных рыночных экономических взаимоотношений предприятий и граждан с государством, начала формироваться с 1990 г.

Конкурс 1. Вы уже много раз сегодня слышали слово «налог», у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Дайте определение налога. Можно воспользоваться понятиями из набора слов: платежи, имущество, доходы, государство, общество.
Время на работу 3 минуты. Выслушиваются определения, составленные каждой группой.
А теперь сравним с определением из Налогового кодекса Российской Федерации: налогипериодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке. (Словарь Брокгауза и Эфрона).
Это всего лишь одно из определений. В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у налога тоже 5. Давайте их выделим.

Конкурс 2. Каждая команда получает карточку-задание, в текст на которой надо вписать пропущенные слова из следующих слов. периодическая, законом, часть, государства, принудительный.
Признаки налога:
1) Налог - это…(часть)……доходов граждан и предприятий.
2) Носит …(принудительный)………..характер.
3) Выплата …………………..(периодическая).
4) Выплата в пользу …………….(государства).
5) Определяется ……….. (законом).
В настоящее время налоги в нашей стране взимаются:

  • с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);
  • с имущества, передачи имущества;
  • с юридически значимых действий;
  • с ввоза и вывоза товаров за границу.

У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы. Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%.

Конкурс 3. Определите базу и ставку налога.
Задание №1


1. «И повелел фараон поставить над землею надзирателей и собирать семь лет изобилия пятую часть всех произведений земли Египетской». (Ветхий завет. Книга Бытия, 41,38)
2. В России налог на имущество организаций с 2004 года составляет 2,2% от стоимости имущества.

Задание №2


1. Петром I была введена подушная подать: каждая «мужская душа» (мужчины от рождения до смерти) была обязана ежегодно платить в казну 74 копейки.
2. В 2002 году в России введен налог на добычу полезных ископаемых. За добычу 1 тонны нефти в казну уплачивается 419 рублей.

Задание №3


1. При Петре I купец, не желавший брить бороду, должен был уплатить в казну сумму равную 100 рублям в год.
2. В России при подаче искового заявления в суд уплачивается налог в размере 5% от цены иска.

Выслушиваются ответы учащихся. Жюри оценивает работу обучающихся и называет общий счет за все предыдущие конкурсы.
Современный налогоплательщик – это активный пользователь электронных услуг, ведь на сайте Федеральной налоговой службы можно получить массу услуг, не посещая инспекции, не выходя из дома.

Изложение нового материала: (20 минут) лекция с элементами беседы.

Вопросы:

  • Понятие налогового правоотношения;
  • Элементы правоотношений: субъекты, объекты и содержание;
  • Отделимые и неотделимые объекты;
  • Характерные черты на­логовых правоотношений;
  • Участники налоговых правоотношений;
  • Правоспособность и дееспособность.

Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах ре­гулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (без­действия) их должностных лиц и привлечения к ответственно­сти за совершение налогового правонарушения.

Налоговое правоотношение — вид финансового правоотношения, т. е. общественное финансовое отношение, урегулированное нормами финансового права — налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.
Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов: субъектов, объекта и содержания.

В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты: налогоплательщики (юридические и физические лица), органы Министерства по налогам и сборам, федеральные органы налоговой полиции, кредитные организации. В налоговых отношениях в определенных случаях участвуют и другие субъекты, например, работодатели (юридические лица и предприниматели, действующие без образования юридического лица) при перечислении налогов, взимаемых с заработной платы своих сотрудников.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение — обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.

Объект правоотношения не включается в его структуру; он находится за рамками налогового правоотношения. Объекты налоговых правоотношений могут быть подразделены на две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения.

Отделимые объекты – это такие, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа налоговых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира.

Неотделимые объекты – те, которые не зафиксированы в нормах налогового права, а трафы.
К отделимым объектам налоговых правоотношений относятся:
– налоги;
– сборы;
– налоговый кредит;
– инвестиционный налоговый кредит;
– штрафы, недоимки, пени;
– отсрочки и др.
К неотделимым – налоговый контроль как явление, представляющее собой результат деятельности налоговых органов, осуществляющих его в ходе налогово-контрольного правоотношения.

Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения.

Характерные черты на­логовых правоотношений:

  • возникновение и функционирование в процессе налоговой дея­тельности государства (деятельности по образованию за счет налоговых поступлений государственных и муниципальных фондов денежных средств в публичных целях);
  • имущественный характер (яв­ляются разновидностью финансовых отношений, в основе которых лежат имущественные и связанные с ними неимущественные от­ношения, носящие публичный характер);
  • направленность на образование государственных и муниципальных фондов денежных средств;
  • участие в налоговых правоотношениях государства или му­ниципальных образований (обязательным участником и воздейст­вующим  субъектом  является  государство  или  муниципальное образование непосредственно или в лице компетентных органов);
  • наличие третьей стороны при исполнении налоговой обязанности (НК РФ допускает возможность участия в налоговых правоотношениях лиц,  не  являющихся  налогоплательщиками, но обязанных исчислить налог, удержать его из дохода налого­плательщика и перечислить в соответствующий бюджет).

НК РФ фиксирует понятие «участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (ст. 9), к числу которых относятся:
– налогоплательщики – организации и физические лица;
– налоговые агенты;
– налоговые органы;
– таможенные органы;
– сборщики налогов и сборов – государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов;
– финансовые органы;
– органы государственных внебюджетных фондов;
– иные уполномоченные органы – органы, наделенные компетенцией относительно решения вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ.
Обратимся к первой группе субъектов налогового права – физическим лицам. Как субъекты  права они обладают правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность – это установленная государством и гарантируемая правом способность иметь гражданские права и нести обязанности.
 Она возникает в момент рождения и прекращается в момент наступления смерти. Все граждане России имеют равную и полную правоспособность, а для иностранцев могут существовать исключения (например, они не могут занимать некоторые должности).

Дееспособность – это установленная государством и гарантируемая правом способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
Обратите внимание на разницу между правоспособностью и дееспособностью. Для приобретения правоспособности не нужно делать ничего – только родиться; с самого момента рождения ребенок имеет право на жизнь, собственность, достоинство личности, весь спектр социальных прав.

Дееспособность предполагает, что человек сам активно реализует свои права, предпринимает определенные действия, имеющие юридическое значение.   Понятно, что дееспособность не может возникать в момент рождения ребенка.
 По объему дееспособности физические лица подразделяются на четыре группы:
 Первая группа – полностью дееспособные -  полностью дееспособными считаются лица, достигшие 18 лет,  Однако российское законодательство предполагает возможность досрочного приобретения полной дееспособности. Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен дееспособным, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью. 
 Вторую группу составляют частично дееспособные. Они делятся на малолетних (в возрасте до 14 лет) и несовершеннолетних (в возрасте о 14 до 18 лет). Некоторые права   частично дееспособные лица приобретают только с согласия   родителей или через   совершаемые ими сделки.

Пример № 1: Тринадцатилетний Олег взял без разрешения родителей из дома и подарил своему другу Сергею компьютер. Родители Олега попросили родителей Сергея вернуть вещь, но те отказались.   Могут ли родители Олега обратиться в суд? Будут ли их требования удовлетворены? Обоснуйте свое мнение.
(Могут. Требования будут удовлетворены, т.к. мальчику 13 лет и совершать подобные сделки он не может)
Третья группа – это ограниченно дееспособные. Ими по решению суда могут быть объявлены алкоголики и наркоманы, которые наносят своей семье материальный вред.    Если жена боится, что муж-алкоголик продаст квартиру, машину, дачу, и семья окажется на улице, она может обратиться в суд с просьбой ограничить его дееспособность. Если суд примет такое решение, над ограниченно дееспособным человеком устанавливается попечительство,   и попечитель должен давать свое согласие на все заключаемые сделки и распоряжение доходом. Правда, это не может воспрепятствовать  мужу покупать водку, но любые крупные сделки, совершенные без согласия попечителя, будут признаны недействительными.
Четвертая категория лиц – это недееспособные. К ним относятся граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значение своих действий или руководить ими. Лицо может быть объявлено недееспособным также только решением суда на основании результатов психиатрической экспертизы. Таким лицам назначается уже не попечитель, а опекун, который сам совершает все сделки от имени своего подопечного.  
       
Пример № 2: Травкин приобрел в магазине музыкальных инструментов концертный рояль в кредит. На следующий день к директору магазина явилась жена Травкина и потребовала принять обратно рояль и возвратить полученную магазином сумму аванса. При этом она предъявила справку, где отмечалось, что Травкин в течение ряда лет подвержен периодическим приступам шизофрении, которые за последние месяцы участились, но в промежутках между ними он вполне способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.
- Мог ли Травкин совершить эту сделку? 
(Да, Травкин - совершеннолетний гражданин и только по решению суда может быть ограничен в дееспособности, а не по справке медицинского учреждения.)

Юридические лица также обладают правоспособностью и дееспособностью. Но, в отличие от граждан, оба эти свойства у юридических лиц возникают и прекращаются одновременно – возникают в момент государственной регистрации юридического лица и прекращаются в момент исключения из Единого государственного реестра юридических лиц.

В налоговом законодательстве предусматриваются определенные права и обязанности субъектов налоговых правоотношений. Их мы рассмотрим на следующем занятии.

Закрепление: (5 минут) беседа.
Ответить на вопросы для закрепления материала:

Юридические задачи:
1. 32-летний Петров потерял обе ноги в результате автомобильной катастрофы. Теперь он инвалид. Могут ли его ограничить в дееспособности? Правоспособности?
(Нет, не могут, так как недееспособным является человек, не достигший 18 лет, либо признанный недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия. Правоспособность не может быть ограничена вообще ничем.)
2.  Несовершеннолетний Павел проживает с родителями и 20-летним братом. Брат подарил Павлу мопед. Через некоторое время Павел с разрешения брата обменял мопед на магнитофон. Может ли произведенный обмен быть признан недействительным?
(Да, может, так как несовершеннолетний совершает сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей, попечителей, а брат Павла не является его законным представителем)
3. Иванов Иван Иванович приобрел у Петрова Петра Петровича телефон стоимостью 10 тыс. рублей. Является ли данная ситуация правоотношением? Если да, выделите субъект, объект, субъективные права и юридические обязанности.
(Да, это правоотношение. Субъекты (участники): Петров и Иванов. Объект: телефон, стоимостью 10 тыс. рублей. Субъективное право: у Иванова – приобрести, пользоваться и распоряжаться телефоном; у Петрова – продать телефон и получить денежную сумму. Юридические обязанности: у Иванова – заплатить; у Петрова – продать.)

Юридическая азбука
В - необходимое условие для наступления совершеннолетия - возраст
Е - нормы права на территории РФ - едины
Р - преступление и проступок – это …. Понятия - различные
Н - человек, признается частично недееспособным в силу своего - несовершеннолетия
О - то, на что направлены правоотношения - объект
Давайте  мы попробуем придумать рекламный слоган, призывающий платить налоги.

Подведение итогов урока: (3 минуты) Подошла к концу наша встреча. Сегодня мы с вами расширили свои знания в области налоговой грамотности, повысили уровень правовой культуры и с полным правом каждого из вас можно считать членом Клуба грамотных налогоплательщиков. Согласно последним социологическим опросам, россияне готовы платить налоги государству, которое способно их эффективно использовать. Мы также не должны забывать о том, что уплата налогов – это конституционная обязанность граждан РФ. Вам, молодому поколению 21 века жить дальше, за вами будущее нашего государства. И от того насколько будет ответственно вы будете относиться к уплате налогов, настолько счастливой, сильной будет наше государство.

Задание на дом: повторить основные понятия из темя «Налоговые правоотношения», выучить конспект, составить вопросы для взаимоопроса, подготовиться к опросу, подготовить блок-схему.

Рекомендуемая литература.

  1.  Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями на  2016 г.)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации, части 1, 11, 111 (по состоянию на 2016 г.) – М.: Юрайт – издательство, 2016 – 400 с.
  3. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: учебное пособие/В.Р.Захарьин. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013.
  4. Худолеев В.В. Налоги и налогообложение:учеб.пособие. – 3-е изд., испр. И доп. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015.
  5. Все о налогообложении: налоги, система налогообложения, нормативные налоговые документы, налоговая аналитика, комментарии специалистов по налогам, обсуждение налоговых вопросов. http://www.garant.ru/\
  6. http://www.expert.byx.ru/exp.php

 

 

ГПОУ ТО "ТЭК" © 2007-2018  

Адрес колледжа: 301240, Тульская область, г.Щекино, ул. Советская, д. 40

Телефон/факс: (48751) 5-42-32 (секретарь директора), 5-45-65 (учебная часть), 5-48-32 (заочное отделение)

Главная Новости Контакты Карта сайтаАдминистраторНАВЕРХ