Гостевая книга   |   Форум   |   Контакты
Версия сайта для слабовидящих

ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ОБЪЯВЛЕНИЯ
НОВОСТИ
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИХ КОНКУРСАХ
      
    
 
     
ПЕРЕВОД\Translate

КАЛЕНДАРЬ
ПРАЗДНИКИ РОССИИ

Сегодня:



ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Уважаемые гости!
Ваши вопросы, замечания и пожелания о работе сайта сообщите, пожалуйста, администратору:

Ваше имя:   

Ваш e-mail:

Текст сообщения:

Введите цифры:

 

ПОСЕТИТЕЛИ САЙТА:
ОПРОС ПОСЕТИТЕЛЕЙ



Наш гость, кто Вы?

 студент
 абитуриент
 выпускник
 преподаватель
 другое

 
РАЗРАБОТЧИК
И АДМИНИСТРАТОР
РУКОВОДИТЕЛЬ
ПРОЕКТА

Преподаватель
Каргина О.И.

Директор колледжа
Макарова А.В.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ
НАШИ ССЫЛКИ

СЕТЕВИЧОК.РФ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ТО В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Официальная группа МО ТО в социальной сети "ВКонтакте"
Официальный аккаунт в социальной сети "Твиттер" министерства образования ТО
Официальный аккаунт в соц. сети "Твиттер" министра образования ТО Осташко О.А.
Официальный аккаунт в соц. сети "Твиттер" заместителя. министра образования ТО Шевелевой А.А.

- Открытый урок по теме -

дисциплина: "Выполнение работ по профессии Оператор ЭВМ"

Преподаватель: Луданова Александра Александровна

27 ноября 2013 года



Группа: 212П

Тема урока:  «Выполнение задач расчетного характера в Microsoft Excel: расчет коммунальных услуг»

Цели урока:

учебная: выработать умения и навыки по вводу данных, работы с функциями и формулами, добиться автоматического выполнения операций по расчету таблиц, завершить формирование навыков по обработке табличных данных.
развивающая: развитие самостоятельности суждений, творческого мышления студентов.
воспитательная: привитие интереса к изучаемому предмету и будущей профессии.

Задачи урока:
Формирование:
 профессиональных компетенций:

  • Разработать алгоритм выполнения задания в соответствии с требованиями технического задания;
  • Формировать отчетную документацию по результатам работы;
  • Оформлять программную документацию в соответствии с принятыми стандартами.

общих компетенций:

  • Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения
    профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
  • осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения
    профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться
    с коллегами, руководством;
  • развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля. 

Вид урока: практическое занятие.
Время: 90 минут
Возраст: 16-17 лет
Используемые формы и методы: Индивидуально-групповая и дифференцированное-
групповая формы; беседа, опрос, анализ практических ситуаций, групповые обсуждения.
Оборудование:
автоматизированное место преподавателя:
техническое: мультипроектор, персональный компьютер, интерактивная доска;
программное обеспечение: ОС Windows XP, MS Power Point 2007, MS Excel 2007,  программное
обеспечение для интерактивной доски
автоматизированное рабочее место студента:
техническое: персональный компьютер;
программное: ОС Windows XP, MS Excel 2007.
методическое: набор учебно-методических материалов (кейс), презентация.
План урока:
Организационный момент: - 3 мин.
Опрос по пройденному материалу: - 20 мин.
Выполнение практической работы: - 50 мин
Подведение итогов: 10 мин.
Рефлексия: - 6 мин
Задание на дом: -1 мин.
Литература:
Основные источники:

  • Информатика и информационные технологии. Издание 5. Романова Ю.Д.
    Эксмо-Пресс, 2011 г., 704 стр.

Дополнительные источники:

  • Теория и методика обучения информатике. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. и др.
    Из.: Академия, 2008, 592 стр.
  • Веденеева Е.А. Функции и формулы Excel 2007. Библиотека пользователя. -СПб.: Питер,
    2008. -384 с.: ил. (Серия «Библиотека пользователя»).

Интернет-ресурсы:

  • Учебник по Excel.

http://www.univer.omsk.su/pages/econometrics/excel/intro.htm

Ход урока

  • Организационный момент

Учитель проверяет готовность студентов к занятию, отмечает  отсутствующих. На интерактивной
доске высвечивается число, тема урока (Приложение 1).
Учитель: Сегодня мы завершаем изучение темы «Табличный процессор MS Excel». На предыдущих
занятиях мы узнали основные информационные единицы электронной таблицы, типы и форматы данных,
используемых в Excel, основные функций, используемых при записи формул, общие правила подготовки
электронной таблицы, а так же графические возможности табличного процессора, учились решать задачи
с использованием электронных таблиц.
Сегодня цель нашего урока: закрепить и обобщить знания, полученные по этой теме, развивать умение
применять полученные знания для решения задач, показать, что вы умеете работать и коллективно,
помогая при необходимости друг другу, и самостоятельно.

  • Опрос по ранее изученному материалу

Учитель: Но сначала давайте вспомним историю и тенденции развития табличных процессоров.
Ученик 1. Идея создания электронной таблицы возникла у студента Гарвардского университета
(США) Дэна Бриклина в 1979 г. Выполняя скучные вычисления экономического характера с помощью
бухгалтерской книги, он и его друг Боб Франкстон, который разбирался в программировании, разработали
первую программу электронной таблицы, названную ими VisiCalc. VisiCalc вскоре стала одной из наиболее
успешных программ (Приложение 2).
Новый существенный шаг в развитии электронных таблиц – появление в 1982 г.  на рынке программных
средств Lotus 1-2-3, интегрировавших в своем составе, помимо обычных инструментов табличных
процессоров, графику и возможность работы с системами управления базами данных.
В 1987 г. табличный процессор Excel появляется в фирме Microsoft. Эта программа предложила более
простой графический интерфейс в комбинации с ниспадающими меню, значительно расширив при этом
функциональные возможности и повысив качество выходной информации. Разработчикам Excel удалось
максимально упростить пользователю освоение программы и работу с ней. Благодаря этому Excel быстро
завоевала популярность среди широкого круга пользователей.
Учитель: Давайте вспомним основное назначение табличного процессора и перечислим области, в которых
он нашел наибольшее применение.
Ученик 2. Электронные таблицы предназначены для хранения и обработки информации, представленной
в табличной форме. (Приложение 3)
Области применения
Практически в любой области деятельности человека может возникать необходимость представлять
данных в виде таблиц.
Например,

  •  во всей экономической системе: в бухгалтериях фирм и предприятий, в экономических отделах,
    в коммерческих банках и других организациях, что связано с большим количеством экономических
    операций и их универсальностью.
  •  в аналитической деятельности,
  •  в педагогической деятельности учителя, например, можно вести журнал успеваемости.
    Преподаватели могут заносить в него оценки учащихся, а встроенные формулы позволят высчитывать
    средний балл для каждого ученика, общую успеваемость группы по предмету и др.
  •  для подготовки документов сложной формы во всех сферах деятельности

Табличные процессоры обеспечивают:

  •  ввод, хранение и корректировка данных;
  •  оформление и печать электронных таблиц;
  •  дружественный интерфейс и т.д.

Учитель: В каком виде можно представить данные в табличном процессоре MS Excel?
Ученик  3. Данные в табличном процессоре  представляются в виде таблиц, т.е. табличном виде
(Приложение 4).
Таблицы состоят из столбцов и сток. Элементы данных записываются на пересечении сток и
столбцов – в ячейке. В табличном представлении данных каждый столбец имеет заголовок.
Так же в Excel предусмотрена функция - сводные таблицы. Используются в первую очередь для
обобщения больших массивов подробной информации и подведения различных итогов.
Но для более наглядного представления табличных данных часто используют графическое
представление данных.
Учитель: Расскажите коротко о тех типах диаграмм, которые мы наиболее часто использовали для
представления данных, на предыдущих занятиях.
Ученик  3. Один из наиболее часто нами использованных типов это диаграмма - это графическое
представление данных рабочего листа.      Круговые диаграммы -  отображают соотношение частей и
целого и строятся только по одному ряду данных, первому в выделенном диапазоне. Эти диаграммы можно
использовать, когда компоненты в сумме составляют 100%.
Гистограмма - используется для сравнения отдельных величин или их изменений в течение некоторого
периода времени. Удобны для отображения дискретных  данных.
Графики - отображают зависимость данных (ось Y)  от величины, которая меняется с постоянным шагом (ось Х).
Графики чаще используют для коммерческих или финансовых данных, равномерно распределенных во времени,
или таких категорий, как продажи, цены.
Точечные - хорошо демонстрируют тенденции изменения данных при неравных интервалах времени или других
интервалах измерения, отложенных по оси категорий. Можно использовать для представления дискретных
измерений по осям X и У.
Поверхности - показывает низкие и высокие точки поверхности. Эти диаграммы используются для набора
данных, который зависит от двух переменных. Диаграмму можно поворачивать и рассматривать с разных точек
зрения.
Учитель: Итак, мы вспомнили историю развития и основное назначение табличных процессоров, рассмотрели
областиприменения, перечислили виды, в которых представляются данные в Excel. А теперь, давайте решим
следующее задание (Приложение 5).
Задание 1 – определите тип данных, в ячейках приведены записи данных – вам необходимо правильно
определить тип этих данных.
Задание 2 - поясните записи, вам надо назвать возможные причины возникшей ошибки.
Один ученик выполняет задания на интерактивной  доске, остальные выполняют то же задания на листах.
Далее совместно проверяются правильные ответы (Приложение 6).

  • Актуализация знаний

Учитель: На прошлых  занятиях мы с вами  решили массу задач различного содержания, научились выполнять
вычислительные операции при помощи формул и встроенных функций,  составляли много таблиц и диаграмм.
Полученные вами знания, могут пригодится и в повседневной жизни, например, при расчете стоимости
коммунальных услуг. Сегодня, используя MS Excel, мы научимся выполнять расчеты такого характера.
Рассмотрим следующую задачу (Приложение 7).  
Учитель: Определить сумму оплаты за интернет для 10 квартиросъемщиков, если известны:

  • провайдер,
  • тарифы потребления.

         Создайте книгу из трех листов:

  • Лист1 – Тарифы;
  • Лист2 – Потребители;
  • Лист3 – Начислено.

Объяснение учителя.
Создадим книгу Excel, назовем ее «Плата за Интернет». Лист1 переименуем в «Тарифы».
Создадим таблицу: в столбце А укажем провайдеров – МТС, Билайн, в строке 2 перечислим услугу: интернет.
  На пересечении строки и столбца укажем тарифы.
Учитель заполняет таблицу:

Переименуем Лист2 в «Потребители», создадим таблицу со столбцами: Расчетный счет, Фамилия, Адрес, Провайдер.
Столбцы Расчетный счет, Фамилия, Адрес заполняются с клавиатуры, для заполнения столбца Провайдер
организуем список, для этого выберем вкладку Данные -Проверка данных, в меню Тип данных выберем
Список, Источник –указать диапазон ячеек, где перечислены все возможные значения для этого списка.

Переименуем Лист3 в «Начисления», создадим таблицу со столбцами: Расчетный счет, Фамилия, Адрес,
Провайдер, Телевидение,  Интернет.
Заполнение столбца Расчетный счет организуем с помощью выпадающего списка столбца, заполнение
столбцов Фамилия, Адрес, Провайдер организуем с помощью функции ИНДЕКС (массив; номер_строки;
номер_столбца), номер строки определяется с помощью функции ПОИСКПОЗ(искомое_значение;просматриваемый_массив;[тип_сопоставления]).:
Например,  для ячейки В3 формула запишется как: =ИНДЕКС(Потребители!$A$3:$D$12;ПОИСКПОЗ(A3;Потребители!$A$3:$A$12;0);2), где

Аналогично организуется формула и для столбца С, столбец Сумма к оплате заполняется с использованием
функции ЕСЛИ().  Так например, для ячейки D3формула запишется :
=ЕСЛИ(ИНДЕКС(Потребители!$A$3:$D$12;ПОИСКПОЗ(A3;Потребители!$A$3:$A$12;0);4)="МТС";
Тарифы!B$3;Тарифы!B$4). Для заполнения остального диапозона ячеек можно воспользоваться автозаполнением.

  • Выполнение практического задания

Учитель: Разбейтесь на три команды с равным количеством участников.  Выберите конверт (кейс)
с названием  команды и заданием (Приложение 8).  Команда "Электросеть" пройдите за компьютер №1,
команда "ЖКХа" пройдите за компьютер №2, команда "Газпром" пройдите за компьютер №3.
Студенты выполняют задание, учитель контролирует выполнение задания студентами.

  • Подведение итогов

Сравнение полученных результатов студентов с эталоном  решения (Приложение ), на интерактивной
доске организовано открытие двух окон одновременно, разбор ошибок.
Учитель: Какие формулы, функции и для расчета какого значения вы использовали при выполнении задания?
Учитель: Удели ли вы внимание оформлению внешнего вида таблиц?

  • Рефлексия

Учитель: Итак, наше занятие подходит к концу. На интерактивной доске нарисованы смайлики
(Приложение 11), но им не хватает улыбки.  Нарисуйте ему улыбку в соответствии с вашим состоянием - 
если все понятно и урок понравился - улыбка, если на уроке было не интересно - полоска, если вы ничего
не поняли и с нетерпением ждали окончания урока - то опущенные уголки губ (Приложение10).
Учитель: А пока вы выходите к доске и рисуете «улыбку», закончите предложение:

  •  В целом урок прошёл… (хорошо, плохо, неинтересно)
  •  Во время занятия мне было трудно…, потому что… .
  •  Больше всего мне понравилось… .
  •  Своей работой на уроке я (доволен; не совсем доволен; я не доволен, потому)
  •  Работой своего напарника по команде я (доволен; не совсем доволен; я не доволен, потому что ...)
  • «Нарисуй смайлику улыбку» . На доске нарисованы  смайлики, но без  эмоций. Каждый студент
    выходит к доске, чтобы нарисовать смайлику эмоцию и отвечает на вопрос учителя..
  • Домашнее задание.

Учитель: Ваше домашнее задние - оформить отчет о проделанной работе в тетрадях.
Учитель: Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей. За работу на уроке
вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке).
Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!


 

 

ГПОУ ТО "ТЭК" © 2007-2018  

Адрес колледжа: 301240, Тульская область, г.Щекино, ул. Советская, д. 40

Телефон/факс: (48751) 5-42-32 (секретарь директора), 5-45-65 (учебная часть), 5-48-32 (заочное отделение)

Главная Новости Контакты Карта сайтаАдминистраторНАВЕРХ